Гостиница "Россия" усеяна тараканами, как астраханский пляж черными семечками в разгар арбузного сезона. Мощные отряды охраны выставлены у каждого из четырех входов.
В государственном концертном зале "Россия" идет конкурс "Российский бизнесмен-91" - на дворе февраль девяносто второго.
Помните ситуацию этого времени в России? Пустые полки магазинов, инфляция, о которой и вспомнить-то страшно, а каково было пережить ее.
Из благополучных стран идет к нам гуманитарная помощь, ее сопровождают к складам под охраной автоматчиков. Пенсионеры стоят в длинных очередях за пакетиками бесплатной крупы и бутылками растительного масла. Им завидуют остальные.
А нам на завтрак подают семгу и икру, на обед крабов и стейки, по вечерам - французские вина, коньяки, фрукты, итальянские конфеты. И все бесплатно. Все за счет того самого Аниса Мухаметшина, красивого, элегантного узбека, который собрал под одной крышей тринадцать российских бизнесменов и устроил видимость (именно видимость, а не действительно состязание) конкурса. Победителей ждали уже стоящие в зале три "Оппеля", документы на которые ГАИ могло бы выписывать еще задолго до начала спектакля в "России", поскольку роли были заранее распределены, как в любом серьезном сценарии. (За это утверждение я готова отвечать хоть перед судом).
Легран, Вартан, канкан и прочие затраты Мухаметшину нужны были лишь для того, чтобы два вечера телевидение на всю страну транслировало пышное действо, регулярно прерываемое рекламным роликом, где сексапильная красотка подносила к пухлым губам наливное зеленое яблоко и с едва сдерживаемой страстью выдыхала: "Анис!". Такие же зеленые французские яблоки лежали на столах участников конкурса.
Публика была, однако, самая разношерстная и любопытная. Масса известных людей. В жюри сидел, например, Анатолий Собчак. В первый день он жевал, скучал, молчал, а на второй день этой липы не появился.
Я обратила внимание на экзотически красивого мужчину, явно не российского. Высокий и настолько стройный, что, казалось, у него металлический стержень внутри. Черная романтическая шевелюра над бледным без выражения лицом, черное до пола пальто, которое он не снимал ни в кулуарах, ни в зале, огромный красный шарф а ля Карден. За ним все время носили большую телекамеру.
И вдруг этот таинственный незнакомец подходит ко мне, рядом переводчица. Она объясняет, что месье представляет французское телевидение "Антенн-2" и очень интересуется мною.
Ни фига!
- Чем,- спрашиваю,- я заинтересовала месье?
- Месье интересуется вами как женщиной.
С ума сойти! Как хорошо, что я попросила, чтобы ехать в Москву, у тети американский шелковый костюм. Наверное, ничего выгляжу, если такой стильный француз мною заинтересовался. Но… Моргулес, не отрывайся от земли!
- В каком смысле как женщиной?
- Он хотел бы завтра весь день сопровождать вас с телекамерой, чтобы показать один день российской женщины-бизнесмена.
И тут до меня дошло, что он спутал меня с Ириной Зленко - участницей конкурса, главой акционерного общества, которое еще недавно было известным подмосковным совхозом, выращивавшем к кремлевскому столу экологически чистые овощи. Ирина (даже имя совпало) тоже невысокая плотная брюнетка с короткой стрижкой.
- Передайте месье,- говорю,- что интересующая его дама сидит вон за тем столом. А я такой же журналист, как и он.
И тут бесстрастное лицо француза расцвело широкой улыбкой, в которой читалось: "Мы одной крови: ты и я. По одну сторону барьера".
На следующий день с утра я поехала навестить мою московскую тетю. Добраться от "России" до ближайшего метро было мукой мученической: лед никто не скалывал, он буграми торчал под слоем талой воды. По мостовой непрерывными потоками шли, разбрызгивая грязь, машины, а впритык к дороге, заняв полностью тротуары, тесно стояли люди с жалкими пожитками, надеющиеся что-то продать. Чуть не от Кремля и до окраин столицы череда таких торгующих. Я балансировала между мостовой и тротуаром, пытаясь не поскользнуться на подводных торосах, и думала о вчерашнем коллеге: "Посопровождал бы ты меня сейчас, может быть, поинтересней репортаж был".
А вечером этого же дня, когда телетрансляции не было (так делали вид, что жюри, якобы, подводит итоги), в зале "Россия" устроили концерт для участников и гостей конкурса и развернуло свой стол казино.
Но никто не рвался играть. Тогда стали раздавать фишки бесплатно. Мне вручили три кружочка по двести рублей каждый.
Выяснилось, что я совершенно не азартна. Ставила осторожно на третье поле, словно руководствуясь логикой пушкинского Германна, который не позволял себе необходимым в надежде приобрести излишнее. И количество фишек в моих руках медленно, но увеличивалось.
Вдруг налетели какие-то люди с неразрезанными банковскими пачками долларов и наших сотенных, загалдели, начали столбиками усеивать поле фишками…
Мне стало скучно. Вспомнила прекрасный итальянский фильм с Бетт Девис "Игра в карты по-научному": выигрывает тот, у кого изначально больше денег. Получила свой выигрыш - 1800 рублей и вернулась за столик к коньяку и конфетам.
Но, вспомним Ломоносова: "Нельзя, чтобы где-то прибыло, без того, чтобы в другом месте не убыло". Пока я веселилась на балу чужой удачи, мой номер в "России" обокрали. Явно, кто-то из гостиничных, потому что, забежав, выхватил из тумбы для чемодана мой жалкий складной баульчик и сразу убежал. В баульчике было лишь бельишко, подзагразнившееся в дороге, а тетин американский костюм, кожаное пальто, украшения остались на месте.
Но - безобразие. Требую вызвать милицию, составить протокол.
Приходит капитан, совершенно киношной красоты мужчина за тридцать. Берет мой паспорт и облегченно улыбается:
- Вы - иностранка. Без вашего консула протокол составлять не имею права.
Какая иностранка? О чем это он? Отчество у меня - Израилевна, но паспорт-то советский! (Двойного гражданства тогда еще не было).
- Какой страны? - спрашиваю.
- Украины,- как о само собой разумеющемся сообщает красавец-капитан.
Тут до меня доходит.
- Вы прописочку-то не поленитесь, посмотрите,- язвительно отвечаю.- Это родилась я в Харькове, а живу в Челябинске. Я российская гражданка. Протокол составлять будем.
Ну и что? Оно мне надо было?
В Челябинск вернулась с пластиковым пакетом.
Где-то через полгода крик по "вечеркинскому" коридору:
- Моргулес, в приемную! Звонят из Министерства внутренних дел!
Подбегаю к трубке.
- Вы такая-то?
- Да.
- Тогда-то жили в гостинице "Россия"?
- Да, да!
- Факт хищения личного имущества имел место?
- Что, нашли вора?
- Нет, это мы проверяем заполнение документов.
Отбой.
С конкурса этого прошло десять лет. Ну и где сейчас его победители? Двое оказались типичными довольно крупными жуликами, на всю страну прозвучали громкие судебные процессы. Об одном была года три назад передача АТВ "Мужчина и женщина", из которой узнала, как ломали этого человека, как все же удалось ему устоять. У умницы Марка Массарского, вроде все в порядке имя его ни слуху. О Ирине Зленко, как о самом Мухаметшине, ничего не слыхала. "Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд…".
Наш участник конкурса Лев Бульман, в команду которого я попала случайно, почти не будучи с ним знакомой, сломан государством, сначала разрешившим "Сбербанку" инвестировать проекты, а потом разом, без подготовки, запретившим. Подняться после этого удара Бульман не смог.
В репортаж с конкурса я включила четыре отрывка из монологов Лопахина. Чеховский текст ложился на ситуацию один к одному. Все уже было как раз за век до нас. Уроками опыта мы пренебрегаем. А ведь другие чеховские герои в отчаянии заклинали: "Если бы знать, если бы знать…".
Источник: www.up74.ru
|
|