Суббота, 18.05.2024, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Июнь » 6 » Рукоделие художественная роспись ткани 8 класс. Методические материалы
17:52

Рукоделие художественная роспись ткани 8 класс. Методические материалы





Автор(ы): Белякова Г.Н.
Год выпуска: 2010
Число страниц: 7
Относится к подразделению: Кафедра теории и методики предмета
бесплатно

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

СОГЛАСОВАНО

ШПО классных руководителей

Руководитель Цуркан К.А.

«16» апреля 2007г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 24»

Крамаренко Т.В.

«23» апреля 2007г.

Программа объединения учащихся «Роспись по ткани» (5-8 класс)

разработчик:

Белякова Галина Николаевна,
учитель технологии,
высшей квалификационной категории

Северодвинск
2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все мы в детстве были «великими художниками» и с гордостью дарили свои картины родным и близким, украшали ими свой дом. Каждому человеку, наверное, хочется окунуться в эту творческую атмосферу, почувствовать себя художником, выплеснуть свои мысли и чувства.

Научиться создавать свой собственный стиль, делать жилище не типовым и стандартным, а уникальным и неповторимым, чтобы в доме царили уют и красота, чтобы все элементы интерьера были взаимосвязаны по смыслу, по цвету и назначению. Этому и учит искусство росписи по ткани. Ведь предметы, кроме утилитарного назначения, несут эстетическую нагрузку, отображают внутренний мир и индивидуальность хозяев дома.

Роспись ткани - очень древнее и вечно юное искусство. Это интересная и богатая по средствам выразительности сфера декорирования. Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Художественные самобытные вещи притягивают взгляд, действуют гипнотически и в зависимости от содержания и назначения работы, выполненные в технике росписи по ткани, могут расслаблять и успокаивать, а могут заряжать бодростью, энергией и оптимизмом.

Программа предусматривает изучение основных видов росписи по ткани: холодного и горячего батика, свободной и узелковой техники росписи.

Особенности технологии батика основаны на резервировании (предохранении от краски) отдельных участков специальным составом. В холодном батике в качестве резерва используют резиновый клей, в горячем - парафин. Главная особенность свободной росписи - отсутствие чёткого контура и предварительного нанесения резерва. Узелковая роспись основана на умении завязывать узлы на ткани определённым образом и постепенном окрашивании её в растворе красителя.

Декорирование ткани росписью имеет большой спектр возможностей. В различных техниках батика учащиеся смогут выполнять платки, шарфы, скатерти, окрашивать ткань для пошива одежды и декорирования интерьера. Кроме того, возможны и другие варианты изделий, выполненных в этой технике (картины, панно, открытки, ширмы и др.).

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса учащихся к росписи по ткани как виду декоративно-прикладного искусства, что может способствовать осознанному и ответственному выбору сферы своей будущей профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ:

· познакомить учащихся с различными техниками выполнения росписи ткани и способствовать формированию умений и навыков по данному виду работы;

· способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческих способностей;

· воспитывать уважительное отношение к труду;

· способствовать самоопределению ученика относительно профиля будущего обучения в старшей школе.

Программа курса рассчитана на 34 часа: 4 часа теории и 30 часов практических занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Основное время курса отводится на практическую часть для того, чтобы отработать основные приемы художественной росписи ткани. Обучение проходит на базе школьных мастерских.

На уроках технологии учащиеся знакомятся с основами батика (свободная роспись и холодный батик). Данная программа позволяет шире и глубже познакомить учащихся с различными техниками художественной росписи ткани.

Для настоящего курса характерна самостоятельность учащихся в работе, т.е. их способность вне школы находить время и желание повторять и закреплять ранее изученный материал и усваивать новый.

Роспись ткани - очень затратный вид искусства, поэтому учащиеся в качестве красителей для выполнения картин, панно могут использовать акварельные краски, гуашь. Для росписи скатертей, салфеток и т п., помимо специальных, можно использовать натуральные красители, что сделает выполнение работ менее затратным. Ткань, красители учащиеся приобретают сами.

Для проведения занятий потребуются:

инструменты (карандаши, ножницы, кнопки),

оборудование (подрамники, рамы),

материалы (бумага для разработки эскизов, ткань, красители, краски (акварель, гуашь), резервирующий состав),

наглядные пособия (образцы различных техник; образцы изделий).

В рамках курса предусматривается выполнение творческой зачетной работы по одной из предложенных или выбранных самостоятельно тем.

В результате изучения курса «Роспись по ткани» учащиеся должны знать:

историю развития художественной росписи тканей;

свойства тканей и красителей, их взаимодействие;

правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в различных техниках;

основные приёмы выполнения росписи ткани;

соблюдать правила безопасности при работе с опасными инструментами и красителями.

уметь:

организовывать рабочее место;

рассчитывать необходимое количество материалов, используемых в работе;

пользоваться инструментами и приспособлениями для художествен ной росписи тканей;

использовать дополнительные эффекты и приёмы в росписи ткани;

декорировать изделия художественной росписью тканей в техниках холодного и горячего батика, свободной росписи, узелкового крашения и т. п.;

оформлять изделия.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

Выполнение изделия с помощью различных штампов (набор салфеток, скатерть).

Декорирование изделия в технике узелкового батика (майка, платок, шарфик, скатерть, абажур).

Разработка эскиза и выполнение картины в смешанных техниках росписи.

Выполнение поздравительных открыток в различных техниках росписи ткани.

Разработка эскиза и выполнение росписи настенного панно в любой технике.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЯЕМЫМ РАБОТАМ

Выполненное изделие должно быть творческим, оригинальным.

Изделие должно отличаться качеством техники (не должно быть разводов, качественная линия резерва), иметь функциональное назначение.

Объём выполняемого изделия должен определяться с учётом используемых техник (по согласованию с преподавателем).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Форма организации

Контроль

всего

теория

практ.

1.

История батика Виды художественной росписи

3,5

1

2,5

фронтальная

Проверка качества образцов

2.

Свободная роспись

7

1

6

индивидуальная

Самоконтроль Проверка работ учителем

3.

Холодный батик

10

1

9

индивидуальная

Самоконтроль Проверка работ учителем

4.

Горячий батик

3,5

1

2,5

фронтальная

Самоконтроль Проверка работ учителем

5.

Творческая работа декорирование предмета в одной из техник батика

10

10

индивидуальная

Самоконтроль Проверка работ учителем

ИТОГО

34

4

30


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Виды художественной росписи. (3.5 часа)

Художественная роспись ткани, её основные разновидности. История ручной росписи ткани. Искусство набойки на Руси.

Оборудование, инструменты и приспособления для художественной росписи тканей. Организация рабочего места. Правила охраны труда при работе в этой технике.

Основные и дополнительные материалы. Основные вещества для приготовления краски. Способы приготовления экстрактов для получения природных красителей. Технология применения различных красителей. Свойства тканей, подбор красителей к ткани, их взаимодействие.

Резервирующие составы и их основные компоненты.

Практические работы. Отработка на образцах приёмов росписи в технике набойки, штамповой и трафаретной росписи. Декорирование изделия в технике узелковой росписи.

Варианты объектов труда: образцы приемов росписи, платок, салфетка в технике узелкового батика.

Тема 2. Свободная роспись тканей. (7 часов)

Особенности технологии выполнения свободной росписи.

Инструменты и приспособления в свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи с применением солевого раствора, использованием масляных красок.

Практические работы. Разработка эскиза композиции. Выполнение художественной росписи изделия в технике свободной росписи. Варианты объектов труда: декоративное панно, картина.

Тема 3. Холодный батик. (10 часов)

Основные технологические приёмы в технике холодного батика.

Инструменты для выполнения росписи. Технология использования специальной трубочки для нанесения резерва и принципы работы шприцом.

Правила охраны труда при росписи ткани холодным батиком.

Приготовление резервного состава. Критерии готовности и качества резерва.

Окрашивание резервного состава. Красители, используемые в технике холодного батика.

Практические работы. Разработка эскиза композиции и выполнение росписи в технике холодного батика. Варианты объектов труда. Декоративное панно, картина, салфетка, платок.

Тема 4. Горячий батик. (3,5 часа)

Особенности технологии современного горячего батика. Способы росписи ткани в технике горячего батика (простой, сложный, батик по пятну).

Необходимые инструменты и приспособления для работы. Техника использования батик-штифта. Правила безопасного труда при росписи ткани горячим батиком.

Практические работа. Разработка эскизов для декорирования изделий в технике горячего батика и выполнение изделия. Варианты объектов труда: салфетка, платок, косынка.

Тема 5. Творческая работа. (10 часов).

Тематика зачётного изделия выбирается на усмотрение учащегося с учётом его художественных способностей, вкуса, творческого потенциала.

ДИАГНОСТИКА

Овладение основными знаниями, умениями, навыками:

Высокий уровень:

Учащиеся знают: Историю возникновения и развития художественной росписи по ткани;

Виды и свойства тканей и красителей;

Основные приемы выполнения росписи по ткани;

Основные дефекты росписи, причины возникновения и способы устранения;

Возможности применения изделий в отделке швейных изделий и оформлении интерьера.

Учащиеся умеют: Подготавливать рабочее место и инструменты;

Применять изученные приемы росписи на практике;

Осуществлять визуальный контроль готового изделия;

Декоративно оформлять готовое изделие;

Создавать изделие по собственному замыслу.

Экономно расходует материалы;

Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

Средний уровень:

Учащиеся знают, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки;

Недостаточно экономно расходует материалы;

Испытывает трудности при оформлении готового изделия.

Низкий уровень:

Учащиеся знают, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи учителя;

Неэкономно расходует рабочий материал;

Не может без помощи учителя оформить готовое изделие.

Самостоятельность, внимание:

Критерии оценки уровня развития навыков по предмету «Роспись по ткани»

Балл

Уровень

Характеристики

1

Низкий

Отсутствие самостоятельности

2

Ниже среднего

Активная помощь и постоянный контроль педагога

3

Средний

Словесная помощь и контроль педагога

4

Выше среднего

Самостоятельное выполнение и самоконтроль операций

5

Высокий

Самостоятельное изготовление (без технологической карты) росписи по ткани. Высокий самоконтроль

6

Очень высокий

Роспись по ткани выполнена самостоятельно с разработкой технологической карты. Высокий самоконтроль на всех этапах.

Используемая литература

1. Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие / Е.Л.Аллахвердова. - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001. - 96 с, ил.

2. Баёва Г.Д. Ручная роспись ткани / Г.Д. Баёва // Школа и производство.- 1994. -№1.

3. Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика / Р.В. Вайткявичене // Школа и производство. - 1987. - №8.

4. Искусство батика / перевод с нем. Успенская Е. - М.: «Внешсигма», 2001.-112 с, ил.

5. Махмутова Х.И. Горячий батик / Х.И. Махмутова // Школа и производство.-1999.-№5.

6. Махмутова Х.И. Холодный батик / Х.И. Махмутова // Школа и производство. - 1999. - №2.

7. Синеглазова М.О. Батик / М.О. Синеглазова. - М.: Изд. дом МСП. - 2004. - 96 с.

8. Хартел Т. Ткань и краска: шаблоны, окраска, печать / перевод с немецкого. - М: Профиздат, 2002. - 64 с, ил.

9. Шлёва А.В. Роспись шёлка акварелью / А.В. Шлёва // Школа и производство. - 2001. - №6.



Источник: ippk.arkh-edu.ru
Просмотров: 310 | Добавил: nprobece | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0