Система образования на качелях демографических волн
Российская система образования включает в себя дошкольное образование, общее среднее образование (начальное, основное и полное среднее), профессиональное образование (начальное, среднее и высшее), а также послевузовское образование и дополнительное образование.
По Международной стандартной классификации образования (ISCED-97) к среднему образованию, помимо собственно общего среднего образования, относится российское начальное профессиональное образование (НПО) и часть среднего профессионального образования (СПО) (первые два курса) в тех случаях, когда учащиеся поступают в учреждения СПО после получения основного среднего образования (low secondary education).
Российские программы среднего и высшего профессионального образования включаются в третичное образование (tertiary education type B и tertiary education type A, соответственно).
Послесреднему нетретичному образованию в России соответствует образование по программам начального профессионального образования после окончания полного среднего образования (upper secondary education).
Различные уровни образования тесно связаны с возрастом учащихся, а их число и соотношение очень сильно зависит от демографических процессов, которые оказывали, оказывают и будут оказывать сильное влияние на возрастной состав населения России, а значит и на численность всех групп детей, подростков и молодых людей – главных потребителей услуг системы образования всех уровней. На протяжении последних десятилетий число родившихся от года к году сильно менялось (рис. 1).
Рисунок 1. Число родившихся в России в 1978-2008 годах, тысяч
Соответственно испытывала и будет еще долго испытывать значительные колебания численность разных возрастных групп, происходящие на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 2).
Рисунок 2. Число детей, подростков и молодых людей возрасте от 3 до 25 лет
На рис. 2 хорошо видно, что число детей и молодых людей разных возрастных групп в рамках общей численности населения в возрасте массового участия в образовании менялась и будет меняться по-разному, отражая, в основном, различия в числе родившихся в разные годы.
Подобные изменения открывают новые возможности и одновременно порождают новые проблемы для системы образования. Рассмотрим их применительно к каждому уровню образования.